Cryptex logotype

Как сообщество намерено бороться с майнерами Ethereum

29.09.2021 |

Про борьбу с MEV

После озвучивания идеи сжигания части комиссии для стабилизации курса газа в Ethereum, криптодобывающие компании и пулы начали искать способ не потерять части своих доходов. Одним из выходов, который и начал достаточно активно применятся после активации London, стало использование рыночной неэффективности и некоторых недостатков архитектуры второй по капитализации криптовалюты. Хотя таким образом и удалось возместить часть потерь хардфорка, но это негативно сказывается на всей инфраструктуре. К чему может привести использование проскальзываний и как с этим можно бороться рассмотрим далее.

Что такое Miner Extractable Value

Принцип распределенного реестра в концепции криптовалют предполагает неизменяемую структуру, поддержанием которой, в том числе, занимаются и майнеры. Последние собирают транзакции, отправленные в сеть, и включают их в блоки реестра. И если блокчейн дает гарантию валидации перевода, однако у майнеров остается право включать записи в реестр в произвольном порядке, не зависящем от времени отправки информации о транзакции в сеть.

В прошлом майнинговые пулы отдавали приоритет при построении очереди транзакциям с достаточно высокой ценой газа, который используется в сети для оплаты перевода, хотя это и не было обязательным условием работы сети. Однако сейчас майнеры решили использовать возможность приоритизации транзакции для получения дополнительной прибыли, получившей название “невидимый налог”.

При отправке пользователем информации о транзакции в сеть перевод попадает в публичное пространство, называемое мемпулом. В нем хранится большой набор транзакций, из которого и выбираются те, которые будут включаться в ближайший блок. Невидимый налог реализуется специальными программными решениями — ботами, которые не просто ищут самый выгодный перевод с большой комиссией, но и проверяют информацию внутри транзакции. На основе последней появляется возможность проводить арбитражные транзакции, и ликвидировать займы с недостаточным обеспечением.

Если рассматривать на реальном примере, то можно рассмотреть сделки на децентрализованных биржах. Например, некто совершает крупную сделку, которая несколько двигает курс целевой криптовалюты на относительно большую величину. В это же время может быть создана заявка не столь большого объема, но по текущему курсу. В это время майнеры откладывают закрытие арбитражной заявки, а арбитражную сделку закрывают на собственные средства, получая не только комиссию за транзакцию, но и прибыль от выгодного обмена криптовалюты.

Это был обобщенный пример. На самом деле все гораздо сложнее. Подробнее можно ознакомится в работе Филипа Дайана.

Какие стратегии используются при реализации Miner Extractable Value

Уже сейчас сложилось большое количество стратегий, связанных с реализацией возможностей майнеров по извлечению дополнительной прибыли. Однако, наибольшее распространение получили три из них, все они связаны с тем или иным способом упорядочивания транзакций:

  • Фронтраннинг — при нем крупная сделка на децентрализованной бирже откладывается, в это время происходит покупка основного актива, после чего ордер закрывается, что толкает котировки вверх, после чего актив продается, таким образом и извлекается дополнительная прибыль.
  • Бэкраннинг — при этом подходе целевая транзакция передается в сеть с пониженной ценой газа в сравнении с концептуальной. Таким образом, майнер совершает действие во второй транзакции, которая закрывается сразу перед целевой. Данный подход получил особое распространение в среде оракулов, где, до завершения предсказания, майнер может сделать ставку.
  • Объединение двух предыдущих стратегий. На децентрализованных биржах, как при фронтраннинге, проводится сделка на арбитраже котировок. Только в этом случае, по принципам бэкраннинга, свою сделку майнер закрывает сразу после крупного ордера, не пропуская вперед обычных пользователей.

Схожие стратегии применяются и на современных классических рынках. Только, как правило, регуляторы за этим строго следят, а большое количество трейдеров не позволяет получить столь высокой эффективности, как в случае с распределенной структурой криптовалют.

Согласно сервису MEV-Explore, с начала 2020 года участники рынка извлекли MEV на сумму свыше $700 млн.

Статистика по MEV

К каким последствиям для Ethereum может привести сговор майнеров

Как сообщество борется с невидимым налогом

Над решением по минимизации последствий от использования стратегии Miner Extractable Value работает сразу несколько организаций. Основным решением пока является принцип устранения информационной асимметрии в сети. Для этого создается отдельный пул транзакций, где ставки являются закрытыми, что снижает эффективность ботов. Также создаются отдельные сервисы, позволяющие отслеживать текущую активность Miner Extractable Value, что позволяет проводить сделки с учетом поправок на деятельность майнеров.

Также можно считать одним из эффективных решений разработку новых протоколов децентрализованных бирж с встроенной защитой от использования стратегии Miner Extractable Value. Один из выходов — шифрование транзакций до момента включения их в блок. Также возможно заключение прямых сделок при появлении встречных заявок без включения транзакции в общий мемпул.

Существуют и другие методы, которые уже используются в некоторых клиентах. Однако, они не столь эффективны и служат лишь переходом к более продвинутым техникам.

Заключение

Алгоритм Miner Extractable Value относительно новый вид атаки на сеть Ethereum. Хотя он и был разработан давно, но до обновления London, у майнеров не было необходимости использовать дополнительные, не совсем честные, источники получения дохода. Сжигая часть комиссионного сбора, сеть сама подтолкнула криптодобывающие пулы искать выход.

Сам Виталик Бутерин уверен, что в текущей реализации противостоять Miner Extractable Value эффективно можно лишь решениями второго уровня масштабирования. Исключить же эксплуатацию можно будет после введения протокола Ethereum 2.0, где майнерам будет невыгодно реализовывать какую бы то ни было уязвимость под угрозой штрафных санкций. Однако, для этого размер последних должен быть достаточно высок, чтобы потенциальная прибыль не смогла перекрыть возможное наказание.