Зачем центробанкам цифровые валюты

24.04.2021 |

Для статьи про цифровые валюты

Аналитики уже не раз называли цифровые валюты центральных банков определяющим этапом в развитии мировой монетарной политики на ближайшие несколько десятков лет. В это же время Банк Международных Расчетов заявлял, что возможность выпуска собственных цифровых валют изучают до 70% регуляторов всего мира. А начавшаяся в 2019 году пандемия коронавируса лишь ускорила работу в данном направлении.

Изучив доклад о CBDC, становится понятно, что многие Центральные Банки развитых стран делают ставку на инновационную форму денег. Однако, при ближайшем рассмотрении:

  • мало кто из регуляторов готов к запуску собственной цифровой валюты в ближайшее пятилетие;

  • при пилотных испытаниях стало ясно, что полностью возложить все функции на регулятор не получится, необходимо договариваться с частным сектором и часть полномочий делегировать им;

  • исходя из предыдущего — большинство проектов предполагают создание двухуровневой системы национальной цифровой валюты;

  • CBDC могут сосуществовать с частными обеспеченными криптовалютами;

  • при желании регулятора в цифровой валюте может быть реализована необходимая степень конфиденциальности и анонимности.

Что толкает Центробанки к выпуску цифровой национальной валюты

На сегодняшний день все национальные регуляторы уже выпускают “виртуальные” деньги. По сути, все банковские вклады, в том числе и карточные счета, можно назвать цифровой валютой. Хотя CBDC и отличается в своей технической реализации, а также позволит вывести мировую экономику на новый уровень, но для конечного потребителя различий не так и много. Так почему же Центробанки большинства стран рассматривают возможность запуска нового формата денег?

Сейчас привычная многим финансовая система испытывает колоссальное давление: на смену банкам приходят все новые высокотехнологичные компании, в частности, платежные системы, свободные криптовалюты вызывают все большее доверие пользователей и перетягивают на себя часть вкладчиков, на фоне очередного кризиса доверие к банковским структурам особенно в развивающихся странах снижается.

Для решения всех этих проблем властям и Центральным Банкам приходится идти в ногу со временем и развивать новые форматы платежей.

CBDC позволит повысить конкуренцию на финансовом рынке, одновременно повышая стабильность его работы. Не стоит упускать из вида и снижение затрат на поддержание экономической модели и проведение монетарной политики регулятора. Новый формат денег позволит создать новую платежную инфраструктуру, что даст возможность ЦБ управлять экономикой, которая все больше переходит в цифровую плоскость.

По мнению многих аналитиков, цифровая валюта ЦБ позволит снизить долларизацию целого ряда стран, а развитым странам позволит избежать ловушки нулевых ключевых ставок. Прозрачность использования и гибкость программирования принципов работы обеспечат большую надежность.

Зачем могут понадобиться розничные CBDC

Коммерческий вид цифровой валюты для многих регуляторов видится более предпочтительным — так проще управлять финансовой системой. Но для более массового внедрения подходят только розничные CBDC. Только последний тип сможет полноценно заменить привычную валюту и использоваться в товарообороте для оплаты товаров и услуг.

Первыми в мире о цифровой форме национальной валюты заговорил регулятор Швеции. В этой стране наименьшее количество платежей приходится на наличные расчеты, только 5% семей расплачиваются бумажными деньгами. Цифровая крона в тестовом режиме появилась еще в 2017 году. В прошлом году тестирование перешло в пилотную стадию.

Следующим интересным проектом стал цифровой песо. Уругвай, занимающий лидирующие позиции в Южной Америке, также в 2017 году запускал тестирование CBDC. Испытания длились восемь месяцев и проводились между обычными людьми. В отличие от шведских коллег, уругвайцы решили использовать систему электронных кошельков с криптографической подписью каждой единицы вместо технологии блокчейн. Цифровым песо можно было расплачиваться анонимно, что не поддерживают Центральные банки многих стран.

Коммерческие CBDC

Коммерческие цифровые валюты предназначены, в первую очередь, для использования в банковском секторе. Ими производится оплата при межбанковских расчетах, клиринге и международных сделках, в которых банк может выступать гарантом по обеспечению. Данный тип CBDC схож по своим свойствам с уже существующей системой, когда регулятор производит эмиссию, аккумулируя средства на специальных счетах, предоставляя к ним доступ розничным банкам.

Главными отличиями инноваций от сложившейся практики являются:

  • круглосуточный доступ к деньгам, в настоящее время все заявки одобряются ЦБ в ручном режиме;

  • фиксация всех действий в специальной системе, которой выступает распределенный реестр;

  • снижение кредитных рисков — все заемные средства могут быть отслежены контрагентами, что повысит прозрачность и доверие при расчетах.

Коммерческие цифровые валюты уже находятся на той или иной стадии разработки в Европе, Японии, Канаде, Сингапуре и Гонконге. И хотя многие считают использование системы распределенных реестров не обязательным при запуске CBDC, большинство тестов проходят с использованием одной из трех платформ:

  • R3 Corda,

  • Quorum,

  • Hyperledger Fabric.

Европейский и японские Центральные банки испытывали и возможности анонимизации переводов. Для этого выпускался специальный электронный ваучер, в котором было достаточно указать данные получателя. При таких расчетах регулятор не проверял данные плательщика, однако, пока поддержки со стороны властей такие переводы не получили.

Вывод

При всем интересе со стороны ЦБ к инновационным средствам платежей, в ближайшее время массового внедрения ждать не стоит. Крупнейшая экономика мира, которой является США, еще только рассматривает возможность создания цифрового доллара, Федеральная резервная служба ждет одобрения властей. Но уже сейчас, многие американские компании и органы местного самоуправления используют свободные криптовалюты. За многие годы в Америке сложилась достаточно либеральная финансовая модель, что дает возможность использовать экономические инновации без необходимости прохождения сложных процедур согласования.