Cryptex logotype

Россия и Беларусь наводят порядок в майнинге вслед за Казахстаном

03.11.2021 |

Для статьи про майнинг в РФ и Беларуси

Казахстан одними из первых поняли все преимущества легального майнинга на своей территории и пошли по пути полной легализации при условии получения разрешения. Хотя и был принят дополнительный налог, рассчитываемый как один дополнительный тенге к тарифу за один потребленный киловатт электроэнергии, это не снизило привлекательность страны для зарубежных и национальных майнинговых компаний. Таким образом, от властей был послан сигнал, что добывать криптовалюту можно, и никаких гонений не предвидится. И уже сейчас прогнозируемая прибыль для Казахстана от этой затеи может превысить $300 млн в год. Однако, со основатели таможенного союза, в лице Российской Федерации и Беларуси, до настоящего времени не торопились с введением регулирования. Но и в этом направлении появляются подвижки.

Беларусь

Сама по себе деятельность криптодобывающих компаний была легализована в далеком, по меркам криптовалютного мира, 2017 году. В то же время были и приняты другие положения, вводящие криптовалюту в правовое поле. Однако, в то время основное внимание было уделено физическим лицам, а вот возможность возникновения большого количества промышленных майнинговых площадок особо не рассматривалось. И только сейчас, было принято решение навести некоторый порядок и здесь.

Теперь белорусским предприятиям, занимающимся обработкой данных в той или иной степени, придется по-новому платить за электроэнергию. Для этого Министерством энергетики и Министерством антимонопольного регулирования и торговли были выделены четыре тарифные группа, в зависимости от количества потребленной энергии в год:

  • 25-50 млн кВт,
  • 50-300 млн кВт,
  • 300-500 млн кВт,
  • Более 500 млн кВт.

При этом, отдельным пунктом, за президентом Республики оставлена возможность изменять или вводить новые группы пользователей по своему усмотрению. Таким образом, криптодобывающим компаниям и центрам обработки данных придется работать в новых условиях.

Россия

Основные проблемы с майнингом в Российской Федерации в настоящее время складываются, если не брать во внимание факты откровенного воровства электроэнергии, в Иркутской области. Благодаря близости с Китаем, особенности формирования тарифов на электроэнергию для населения и мягкого для криптодобычи климату именно здесь сконцентрировано большое количество частных майнинговых ферм, что не могло не остаться незамеченным.

Еще в середине октября 2021 года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обратился к вице-премьеру Александру Новаку с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации. Так за 2021 год резко подскочило потребление электроэнергии населением области. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 159%. Это сильно подорвало планы правительства региона по развитию на период 2022-2026 года, нарушив энергетический баланс.

В тот момент Кобзев видел единственный выход из сложившейся ситуации – ввести дифференциацию тарифов для населения в зависимости от объема потребления. В Иркутской области один из самых низких тарифов именно для населения, средняя ставка по которому составляет около 1,25 рубля за киловатт. При этом, в текущих правовых условиях, майнинг подпадает под категорию прочих потребителей, для которых в регионе тариф составляет уже около 2,9 рубля. Как понятно, даже без расчетов, добывать криптовалюту без регистрации на потребительской сети гораздо выгоднее.

Уже на следующий день после обращения главы Иркутского региона Министерство энергетики заявило о планах ограничить криптодобывающие компании в потреблении электроэнергии по сниженным тарифам для населения, которые нередко перекрестно субсидируются из различных источников.

Также, и что на самом деле не так удивительно, за ужесточение в области потребления электроэнергии майнерами выступили и предприниматели Иркутской области. С их слов, особый всплеск потребления наблюдается в небольших городах, селах и садоводческих товариществах. Все эти образования нередко имеют тесную связь с промышленными производящими объектами, и не только в энергетическом плане. Поэтому возросшее потребление может прямо или косвенно ударить и по товаропроизводителям региона. Например, перекрестное субсидирование ложится именно на их плечи.

Выходом из этой ситуации, и здесь мнения бизнеса и властей сходятся, может стать введение дифференцированных тарифов, наподобие белорусских. Только здесь у субъектов происходит несогласованность – если власти намерены изменить тарифы для всех категорий, то предприниматели говорят только о тарифах для населения.

Заключение

Хотя и не все из предпринимаемых шагов можно назвать абсолютно позитивными для криптодобывающей отрасли, однако, желание властей вводить регулирование, а не запреты можно считать положительной динамикой. Последнее особенно актуально для России, где Центральный банк всячески пытается вытеснить криптовалюту, а любые попытки легализации со стороны властей воспринимает в штыки, выпуская порой распоряжения для финансовых организаций, прямо противоречащие законам Российской Федерации.