Регулирование эмиссии и обращения криптовалюты: в чем противоречия? (примеры разных стран)

28.01.2019 |

Характерным признаком современных денег и денежных систем является их управляемость. Денежная единица выступает одним из символов государства и залогом успешности национальной экономики. Государственная власть фактически держится на двух финансовых столбах: эмиссионный механизм и налоги. Посягательство на эмиссионную монополию государства и неуплата налогов - тяжкие преступления в современном демократическом обществе. Поэтому появление криптовалюты вызывает у государственных регуляторов понятный шок: вне их сферы контроля эмитируется криптовалюта, которая, в том числе, используется для уклонения от уплаты налогов.

Регулирование криптооборота

Глобализационные процессы на финансовых рынках демонстрируют отставание регуляторных механизмов от реалий их функционирования. Так, деятельность банков, расчетные сети, инвестиционные и товарные потоки давно пересекли национальные границы. Глобальная экономика и финансовые рынки нуждаются в соответствующих расчетных единицах. К настоящему моменту эти процессы были под регулятивным воздействием государств, которые контролировали эмиссию и обращение национальных валют на внешних рынках, занимались созданием региональных денежных единиц и расчетных инструментов международных организаций, изменением в системах расчетов, формированием системы финансового мониторинга и тому подобное. Однако, развитие информационных технологий вывели из-под влияния государства ряд сегментов, в том числе и на финансовых рынках. Поэтому появление криптовалюты можно рассматривать как закономерный результат таких явлений, как глобализация, информационное общество, цифровая экономика. С другой стороны риски, которые генерируют эти явления и угрозы потери управляемости сфер ответственности и финансовых основ деятельности государств вызывают беспокойство регуляторов финансовых рынков.

Пример США

Однако другой американский регулятор - Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) не сформировала однозначного отношения к биткоину и другим криптовалютам. Глава ведомства Джей Клейтон отмечает, что Комиссия определяется с позицией о необходимости регулирования криптовалюты, законности их эмиссии и потребности введения лицензирования ICO, масштабов возможных потерь для инвесторов и необходимости их защиты. В заявлении Председателя Комиссии определены проблемы и риски, связанные с криптовалютой, среди которых незащищенность инвесторов, недостаточное раскрытие информации, неконтролируемое движение средств, чрезмерный объем эмиссии и тому подобное. Кроме того, отмечается, что ICO имеет признаки мошеннических схем, поэтому участники рынка должны быть внимательны и осмотрительны.

Поскольку криптовалюта имеет ряд существенных преимуществ, таких, как скорость расчетов, прозрачность платежей и т.д., некоторые центральные банки, в частности Банк Швейцарии, рассматривают возможность введения ее в своей финансовой системе. Председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) такую возможность отвергает, однако обращается к руководству национальных центральных банков по совершенствованию платежных систем с целью противостояния привлекательности криптовалюты. Внимание акцентируется на обеспечении возможности осуществлять транзакции мгновенно и круглосуточно. Операции по криптовалюте подлежат регулированию, в частности их участники должны быть идентифицированы и обязаны платить налоги (налог на добавленную стоимость). Криптовалюта не несет значительной угрозы для устойчивости мировой финансовой системы, однако может быть использована в схемах отмывания денег. Что касается налогообложения операций по криптовалюта, то первые шаги госрегуляторами уже сделаны. Так, в апреле 2014 года налоговое управление США отнесло криптовалюту к имуществу, на основании чего можно было совершать обмен однотипных активов без уплаты налогов. Но с 2018 года ситуация изменится.

Президент США подписал законопроект, согласно которому понятие «собственность» сузилась только к материальным активам, к которым криптовалюта не принадлежит. Ряд центральных банков, видя существенные риски и угрозы по операциям с криптовалютой, начали применять ограничения в этой сфере. Поскольку значительный объем операций с криптовалютой осуществляются в Китае (около 80% транзакций), регуляторы именно этой страны выражают серьезную обеспокоенность. Вице-управляющий Народным банком Китая (НБК) Господин Гонгшенг отметил угрожающую перспективу развития данного сегмента рынка без существенных регулятивных мер. Еще в начале сентября 2017 года ряд правительственных структур во главе с НБК объявили ICO незаконным методом финансирования, а со временем криптовалютным биржам было запрещено обслуживать торги криптовалютой в парах с фиатными деньгами и привлекать новых клиентов.

Пример в исламских государствах

Ряд исламских государств выражают обеспокоенность соответствием криптовалюты и операций с ними законам ислама. Так, в августе 2017 года в Египте была создана площадка для торговли биткоинами, что вызвало критику со стороны главного муфтия страны Магди Ашора и власти страны ввели ограничения по осуществлению таких операций.

Другие страны

Позиция других стран прямо противоположная: они работают над созданием собственных криптовалют и стремятся решить при этом ряд внутренних проблем и улучшить экономическое положение. Так, президент Венесуэлы неоднократно подчеркивал возможность и заинтересованность в создании собственной криптовалюты “El Petro” и выделении пяти миллиардов баррелей нефти для ее подкрепления. Это рассматривается как успешный путь вывода страны из долговременного кризиса и преодоление экономических санкций со стороны США. В Российской Федерации президент поручил соответствующим госструктурам определить возможность создания «крипторубля», чтобы облегчить международные финансовые санкции.

Популярность криптовалют усиливается спецификой посткризисного регулирования центральных банков, направленного на «разогрев» экономики путем наращивания предложения денег. Однако, в случае неприятия реальным сектором прироста денежной массы, избыток предложения остается на финансовых рынках и направляется в наиболее привлекательные его сегменты, где формируются финансовые пузыри. В данный момент такая ситуация как раз наблюдается на рынке криптовалюты. И это не может не вызывать беспокойства. Для отечественной финансовой системы это может иметь негативные последствия.

Монетарной политике XXI века присущ популизм, что приводит к хроническому несоответствию динамики денежных предложений и реальных потребностей экономики, что деформирует рыночные регулятивные механизмы. Стремление Федеральной резервной системы США использовать денежную и товарную экспансию в начале века сформировало «пузырь» на рынке недвижимости, спровоцировало масштабный финансовый кризис. Поэтому в ситуации, формирующейся на данный момент, это нужно учитывать. Привлекательность криптовалюты для инвесторов усиливается отсутствием «тихой гавани» как следствие недоверия к ведущим валютам мира в результате политики центральных банков, основанной на снижении валютных курсов и процентных ставок. В нашей стране это усугубляется недоверием инвесторов к банковской системе, национальной валюте, правовой незащищенностью и тому подобное.