Как в разных странах регулируют криптовалюту: от полного запрета до легализации

05.08.2022 |

Про регулирование криптовалют

Остров Персидского залива возможно станет центром обмена криптовалют в регионе в ближайшем будущем

Министр ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии) Мухаммад Джавад Азари Джахроми предложил превратить иранский остров Киш в Персидском заливе в центр внутренних и международных криптовалютных бирж. Однако, политики и лица, принимающие решения, еще не объявили однозначную позицию в отношении криптовалютной торговли на острове.

“Киш обладает инфраструктурой для того, чтобы стать центром международных криптовалютных бирж в регионе. Властям необходимо начать переговоры с соседними странами по данному вопросу”, — цитирует его слова агентство IRNA во время посещения живописного острова и туристического курорта.

Напомним, что власти Ирана запретили майнить биткоин в июне 2022 года кроме свободных от этого финансовых зон, каким и является остров Киш. Также в Иране запрещена и торговля криптовалютой , хотя недавно Центральный банк Ирана заявил, что банки и лицензированные обменные пункты могут использовать цифровую валюту, добытую авторизованными майнерами в Иране, для оплаты импорта.

Зона острова Киш — это курорт площадью 91 квадратный километр у Персидского залива на юге Ирана, который планируется сделать “свободной финансовой зоной”.

Криптодобытчики могут использовать избыточную мощность электросетей в свободной и специальной экономических зонах Киш. Так как электроэнергия, произведенная на острове, не может быть использована на материке и не может быть предметом торговли, избыточная выработка может быть использована для криптомайнинга. На данный момент двенадцать криптомайнинговых ферм работают на острове Киш, в свободных торговых зонах Маку и Арас, а также в специальной экономической зоне Паям в провинции Альборз, специальных экономических зонах Шираз-Бушер и Рафсанджан.

Проблемы регулирования криптовалют в Иране

Резкий рост инвестиций в криптовалюты в последние месяцы и резкие колебания цен на них побудили чиновников объявить о некоторых мерах по защите активов инвесторов и предотвращению негативных последствий дальнейших глобальных колебаний стоимости криптовалют.

Однако, этот вопрос является более сложным, чем предыдущие проблемы регулирования, и ни один государственный орган не хочет брать на себя ответственность и вмешиваться, если возникнут проблемы, что вполне вероятно.

Высший совет по киберпространству рассматривает все криптопредприятия как источник беспокойства. Абольфазл Рухани, заместитель главы совета, сказал, что совет против использования криптовалют, добытых за пределами страны, таких как биткоины.

“Неясно, кто разработал криптовалюты. У нас нет точной информации о тех, кто инвестировал в цифровые валюты. Поэтому мы не призываем инвесторов вкладывать свои деньги в цифровые активы”, — цитирует его слова ISNA.

“Криптовалюты могут помочь стране обойти санкции в ограниченном количестве случаев”, — согласился он, но подчеркнул, что “Центральный банк Ирана должен выработать четкий подход на этот счет”.

В прошлом месяце ЦБ заявил, что не спешит объявлять новые процедуры для криптовалютных бирж и планирует разработать дорожную карту для управления криптовалютным рынком в сотрудничестве с государственными учреждениями, включая Высший совет по киберпространству.

Позже СМИ опубликовали письмо Махмуда Ваэзи, главы администрации президента Хасана Роухани, в котором ЦБ просили не блокировать криптовалютные биржи. Этот призыв прозвучал в ответ на петицию, подписанную 60 000 с лишним человек, вовлеченных в криптовалютный бизнес.

Рассмотрим на примере других стран, чем может обернуться возможное частичное принятие криптовалюты для Ирана.

Центральноафриканская Республика утвердила биткоин в качестве официальной валюты в мае 2022 года.

Центральноафриканская Республика стала второй страной в мире, утвердившей биткоин в качестве официальной валюты, после того, как в прошлом году криптовалюта была нелегко внедрена в Сальвадоре.

Представитель президента Центральноафриканской Республики Фостена-Аршанжа Туадера заявил, что принятие биткоина улучшит условия жизни населения страны. Центральноафриканская Республика является одной из беднейших стран в мире, несмотря на то, что она богата золотом и алмазами, и в стране уже много лет происходят беспорядки по данным ООН.

В сентябре 2021 года Сальвадор также объявил биткоин официальным платежным средством в стране и Центральноафриканская Республика идет по его стопам, утверждая биткоин в качестве законного платежного средства. Сальвадор стал первой страной, принявшей криптовалюту в качестве официальной валюты, а правительство создало для граждан кошельки биткоина под названием Chivo.

Однако, решение Сальвадора принять биткоин, который является известным волатильным активом, многие эксперты назвали огромным экономическим риском, поскольку эта политика не нашла поддержки среди населения страны.

В январе 2022 года Международный валютный фонд призвал правительство Сальвадора отменить статус биткоина как законного платежного средства, что, по мнению организации, “влечет за собой большие риски для финансовой и рыночной целостности, финансовой стабильности и защиты потребителей”.

Однако, Сальвадор выступил против рекомендации МВФ. Министр финансов Алехандро Селайя позже заявил местной телерадиовещательной компании, что использование биткоина — это вопрос суверенитета, и что “никакая международная организация не собирается заставлять нас делать что-либо вообще”. Несмотря на официальное неповиновение, в последние несколько месяцев внедрение биткоина в Сальвадоре проходило отнюдь не гладко.

Вскоре после принятия биткоина, опрос Торговой палаты Сальвадора показал, что более 80% людей не хотят получать денежные переводы в биткоине — возможно, из-за астрономически высоких комиссий банкоматов за конвертацию биткойна в доллары США, а более девяти из десяти отвергли идею получать зарплату в цифровых монетах. Что касается принятия биткоина предпринимателями, то по результатам исследования, опубликованного в марте Торгово-промышленной палатой Сальвадора, 86% предприятий никогда не осуществляли продажи в биткоинах.

В марте инициатива президента Сальвадора Найиба Букеле по выпуску “вулканической облигации”, названной так из-за плана потратить половину доходов от облигации на новый “биткоин-город” у подножия вулкана Кончагуа в Сальвадоре, была встречена инвесторами скептически.

Если верить твитам президента, то личные биткоин-инвестиции правительства сократились примерно на 50 миллионов долларов на бумаге. (Ни одна из этих потерь не будет зафиксирована до тех пор, пока страна не выйдет из своей биткоин-позиции). Однако, это всего лишь начало пути принятия биткоина разными странами и насколько долгим будет весь путь остаётся только догадываться.